Разработка масляных смазочно-охлаждающих жидкостей на основе комплекса серосодержащих присадок
Цель разработки: Создание линейки отечественных масляных смазочно-охлаждающих жидкостей для различных процессов металлообработки, не уступающих и даже превосходящих зарубежные аналоги.
О проекте:
В настоящее время отечественная промышленность испытывает недостаток качественных смазочных материалов. Уход зарубежных производителей с российского рынка смазочных материалов дал импульс для разработки и производства перспективных смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ). Применение СОЖ необходимо при любых металлообрабатывающих операциях для повышения эффективности обработки деталей и экономии затрат на лезвийный инструмент, для улучшения качества обрабатываемой поверхности и отвода тепла из области воздействия инструмента на поверхность детали, а также для защиты от коррозии.


На базе предприятия ООО «НПП «Полихим», разработана и внедрена линейка масляных СОЖ. Эффективность полученных СОЖ обеспечена в значительной степени благодаря научному подходу, примененному к разработке рецептуры СОЖ в рамках диссертационного исследования. На основе углубленного изучения триботехнических свойств присадок по отдельности, а также их смесей, был обнаружен синергетический эффект, который и был использован при разработке состава эффективных композиций.
Полученные данные, использованные при разработках композиций СОЖ:
Для разработки эффективных композиции СОЖ рассматривалась широко применяемая в технике присадка ДФ-11, содержащая серу, а также серосодержащие присадки собственного производства ООО «НПП «Полихим»: сверхщелочной сульфонат кальция СК-400, и осернённый метиловый эфир жирных кислот ЕР-17. В качестве базового масла использовалось распространённое в технике индустриальное масло И-20А. Ниже представлены результаты исследования триботехнических свойств присадок в широком диапазоне их концентраций в масле И-20.

По результатам исследований присадка ЕР-17 имеет наилучшие показатели по нагрузке сваривания, и индексу задира. Однако по диаметру пятна износа ее показатели оказались низкими. По этому показателю наилучшие противоизносные свойства показал сверхщелочной сульфонат кальция СК-400. Несущая способность масляного слоя оценивалась по величине критической нагрузки. Этот показатель наибольшим оказался у ДФ-11.
Достигнутые практически важные результаты:
Выявленный синергетический эффект от совместного применения присадок СК-400 и ДФ-11 позволил разработать композицию Политрен М-150. Установлено, что критическая нагрузка при совместном введении в И-20 присадок СК-400 и ДФ-11 увеличивается в 1,8 раза относительно базового масла. Политрен М-150 успешно прошел испытания и внедрён на предприятии «Северсталь-метиз» в качестве масла для полировки. Ниже показан вариант применения разработанного состава, позволившего значительно увеличить стойкость полировальных волок.

Другой успешной разработкой стал состав Политрен М-154, внедренный на предприятии «Уралвагонзавод» в качестве масла для накатки железнодорожных осей. Эффективность Политрена М-154 основана на синергетическом эффекте смеси трех присадок СК-400, ДФ-11, ЕР-17. Установлено, что совместное введение в И-20 присадок СК-400, ДФ-11 и ЕР-17 увеличивает критическую нагрузку в 4,5 раза относительного базового масла. Применение разработанного состава позволило поддерживать и даже увеличивать темп обработки поверхностей без потери стойкости инструмента и снижения качества готовой продукции. Ниже показан внешний вид состава Политрен М-154 и железнодорожные оси после накатки.
Эффективность разработанных композиций Политрен М-150 и Политрен М-154 подтверждена актом о внедрении и заключением, сделанным по результатам промышленных испытаний.


Преимущества разработанных СОЖ:
-прекрасные трибологические характеристики;
-обеспечивает высочайшее качество поверхности;
-высокие моющие свойства;
-не содержит хлорпарафинов;
-слабый, нераздражающий запах, полная безопасность для здоровья персонала;
-защищает от коррозии;
-обеспечивает высокую стойкость инструмента.
Пользователи:
РЖД, энергетика, тяжелая промышленность, предприятия имеющие участки лезвийной и абразивной металлообработки.
Контакты:
Зав. лабораторией трения и износа ИПМаш РАН, д.т.н. Седакова Елена Борисовна seb@ipme.ru
Документация:
Акт о внедрении Политрен М-154 на АО Научно производственной корпорации «Уралвагонзавод»;

заключение о промышленных испытаниях Политрен М-150 в качестве полировальной композиции на линии Шумаг №6.
