ipmash@ipme.ru | +7 (812) 321-47-78
пн-пт 10.00-17.00
Институт Проблем Машиноведения РАН ( ИПМаш РАН ) Институт Проблем Машиноведения РАН ( ИПМаш РАН )

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем машиноведения Российской академии наук

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем машиноведения Российской академии наук

Ученые ИПМаш РАН научились моделировать поведение "умных" сплавов при вибрационных воздействиях

Ученые Института проблем машиноведения (ИПМаш) РАН, совместно с коллегами из СПбГУ, впервые создали модель, позволяющую точно прогнозировать, как сплавы с памятью формы будут защищать конструкции от разрушительных вибраций и сейсмических воздействий. Эти уникальные материалы, способные «запоминать» форму, меняют свои свойства в зависимости от температуры и скорости нагрузки. Результаты исследования опубликованы в SmartStructuresandSystems.

Сплавы с памятью формы (СПФ) — это уникальные материалы, способные «запоминать» свою исходную форму и возвращаться к ней после деформации. Благодаря этому свойству они применяются в системах, защищающих здания, мосты и промышленные конструкции от вибраций и землетрясений. СПФ эффективно гасят колебания, снижая разрушительное воздействие нагрузок, и при этом обладают высокой долговечностью.
Свойства этих сплавов зависят от температуры: при нагреве и охлаждении они меняют свою структуру, становясь то более жесткими, то более гибкими. Это позволяет настраивать их под разные задачи. Например, в одном режиме они могут поглощать энергию колебаний (демпфирование), а в другом — просто отклонять вибрации, не пропуская их дальше (изоляция). Такая гибкость делает их идеальными для защиты критически важных объектов.
Использование СПФ открывает новые возможности в строительстве и машиностроении. Эти материалы могут автоматически адаптироваться к изменяющимся нагрузкам, повышая надежность конструкций. Например, в сейсмоопасных регионах здания с элементами из СПФ будут устойчивее к подземным толчкам, а промышленное оборудование — меньше страдать от вибраций.

“В опубликованной работе проводилось моделирование одномерной колебательной системы – крутильного маятника с учетом влияния ключевых факторов на температуру рабочего тела: температуры окружающей среды, теплообмена и скорости нагружения. Были промоделированы эксперименты, выявляющие влияние каждого из факторов на эффективность работы виброзащитного устройства”, — сказал старший научный сотрудник ИПМаш РАН Федор Беляев.

Ученый отмечает, что данные факторы сильно влияют на СПФ и без них невозможно точно описать и смоделировать работу виброзащитных устройств. В ходе экспериментов оказалось, что эти материалы по-разному ведут себя в зависимости от условий нагрева и охлаждения. Когда сплав медленно деформируют при постоянной температуре (например, в обычных комнатных условиях), и когда делают это быстро (так что тепло не успевает уходить), разница в нагреве может достигать 20 градусов. При быстром воздействии материал становится заметно жестче.
Большое значение имеет, как именно охлаждается сплав. Если он просто остывает на воздухе, его поведение близко к адиабатическому случаю, когда теплообмена не происходит. Но если подвергнуть его водному охлаждению, то скорость теплообмена возрастает, и способность гасить вибрации значительно улучшается. Также важно учитывать скорость воздействия: при резких ударах материал хуже справляется с вибрацией, но если его предварительно немного охладить, эта проблема исчезает.
Наилучшие результаты в управляемых системах виброзащиты показали два подхода. Первый — быстро охлаждать сплав, заставляя его переходить в низкотемпературную фазу, с высокими демпфирующими способностями. Второй — сначала резко нагреть материал до перехода в высокотемпературную фазу, а затем охлаждать до начального состояния.

“В итоге можно сказать, что мы разработали механическую модель СПФ, которая может использоваться при проектировании новых, более эффективных виброзащитных и сейсмозащитных устройств. Благодаря учету тепловых процессов, модель позволяет получать более точные результаты, что позволит разработчикам выбрать более подходящие сплавы и режимы их эксплуатации. Кроме того, модель позволяет разрабатывать полуактивные системы виброзащиты и программы для их управления”, — сказал Федор Беляев

11:17
122
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.