РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» разработана в соответствии с "Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122) и «Федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов» (утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 20.10.2021г. № 951.)
Программу разработал доктор философских наук, заведующий Академической кафедрой истории и философии науки Мангасарян Владимир Николаевич.
Введение
Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» (далее, соответственно – РПД, дисциплина, курс) предназначена для подготовки аспирантов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки и нацелена на дополнительное углубленное изучение исторических и философско-методологических оснований избранной аспирантом научной специальности.
Предметом изучения истории и философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Изучение истории и философии науки позволяет понять основные тенденции дальнейшего развития современной науки и техники, их место в человеческой культуре вообще и в современном обществе в частности. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.
1.Цели и задачи дисциплины
Цели освоения дисциплины «История и философия науки»:
- развитие навыков творческого мышления аспирантов;
- знакомство с основными этапами становления и развития науки, а также с кругом проблем, на который ориентирован исследовательский поиск современной философии науки;
- формирование знаний, умений, владений, навыков и опыта деятельности и компетенций, необходимых аспиранту.
Изучение курса позволяет более глубоко и полно понять место каждой отдельной дисциплины и конкретной проблемы в истории науки и в общей системе познавательной деятельности человека. Программа курса включает в себя как историко-научную часть, в которой анализируется процесс становления теоретического типа мышления, так и лекции и семинары по наиболее важным вопросам современной науки, включая анализ науки как элемента социальной культуры.
Задачи изучения курса «История и философия науки»:
- формирование у аспирантов целостного представления о науке как системе знаний, специфической духовной деятельности и социальном институте,знакомство с основными этапами становления и развития научного знания;
- выработка представлений о процессе возникновения и развития различных методов теоретического и эмпирического мышления;
- стимулирование потребности в философско-методологическом осмыслении и критической оценке научных теорий и гипотез, формирование самостоятельной научно-познавательной позиции аспирантов;
- совершенствование общетеоретической подготовки, ориентированной на профессиональную деятельность, стимулирование у аспирантов интереса к совершенствованию профессионального знания в сфере фундаментальной науки.
2.Место дисциплины в структуре программы аспирантуры
Дисциплина «История и философия науки» является обязательной для освоения аспирантами в процессе подготовки к сдаче кандидатского экзамена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Дисциплина «История и философия науки» связана с предшествующей научно-философской и теоретико-практической подготовкой аспиранта. Базовым курсом для дисциплины «История и философия науки» выступает бакалаврский курс философии, а также курсы по философским проблемам конкретно-научного знания, изучаемые в магистратуре.
Освоение содержания курса «История и философия науки» позволяет системно связать и вывести на новый качественный уровень научно-философскую подготовку аспирантов. Дисциплина «История и философия науки» является сопутствующей научно-исследовательской деятельности и подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Дисциплина «История и философия науки» служит основой для оптимизации работы аспирантов при написании кандидатской диссертации; совершенствования интеллектуальных навыков и умений для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Освоение дисциплины «История и философия науки» направлено на формирование следующих компетенций:
- способности к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию научных идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- способности проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
В результате освоения дисциплины аспиранты должны
знать:
-историю развития познавательных программ мировой и отечественной научной и философской мысли, проблемы современной философии науки и основных направлений специализированного знания;
-социально-этические аспекты науки и научной деятельности, нормативно-ценностные проблемы научной мысли, вопросы социальной ответственности ученого и формы ее реализации;
уметь:
-самостоятельно осмысливать динамику научного и технического творчества в социокультурном контексте;
-ориентироваться в аксиологических аспектах науки;
-воспроизвести теоретическую эволюцию типов рациональности своей науки, гносеологические и философско-методологические проблемы, решаемые видными творцами этих наук на разных этапах их истории;
-ориентироваться в ключевых проблемах науки, ее функциях и законах развития, объединяющих научно-методологическую идентичность с мировоззренческой направленностью;
владеть:
-принципами анализа различных философских концепций науки;
-научно-философскими представлениями о природе и научно-образовательных функциях науки как формы общественного сознания;
-категориальным аппаратом науки и философии, методологией научного исследования; навыками планирования и осуществления научной деятельности на основе идеалов и норм научности;
-навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики научных рассуждений.
4. Структура и содержание дисциплины.
Объем учебной дисциплины, виды учебной работы, контроль успеваемости и виды промежуточной аттестации.
Всего на изучение дисциплины отводится 180 часов (5 зач. ед.). Приводимая ниже таблица показывает распределение учебного времени, отводимого на освоение дисциплины.
Наименование разделов и тем | Академические часы | ||||
Объем работы всего | лекции | семинары | самостоятель-ная работа | контроль | |
Раздел 1. | |||||
Тема 1. Основные проблемы истории и философии науки. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 2. Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 3. Динамика порождения нового знания. Развитие философских оснований науки. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 4. Историческая смена типов научной рациональности. Научные традиции и научные революции. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 5 . Структура научного знания | 8 | 2 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 6. Роль языковых средств в организации научного знания. | 8 | 2 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Промежуточный контроль – коллоквиум | 4 | Коллоквиум | |||
Тема 7. Особенности развития науки в XX в. – н. XXI в. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 8. Глобальный эволюционизм и антропный принцип в современной научной картине мира. | 8 | 2 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 9. Эволюционная эпистемология: генезис и этапы развития. | 8 | 4 | 2 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Тема 10. Наука как социальный институт. | 8 | 4 | 2 | 2 | Доклады-презентации |
Тема 11. Проблема ценностей и роль ценностных ориентаций в научном познании. Этические проблемы науки. | 10 | 4 | 4 | 2 | Доклады-презентации, обсуждение |
Промежуточный контроль – зачет/допуск к кандидатскому экзамену | 4 | Зачет | |||
Радел 2. История и методологические проблемы отраслей научного знания (Раздел включает консультации, руководство, написание и проверку реферата, подготовку сообщений) | 36 | 36 | Проверка и оценка реферата по истории науки для допуска к экзамену | ||
Промежуточная аттестация | 36 | Кандидатский экзамен | |||
Всего по дисциплине | 180 | 38 | 40 | 58 |
Тема 2. Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления в Средние века и в эпоху Возрождения.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Рационалистическая традиция в философских и научных исследованиях Р. Декарта. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
Тема 3. Динамика порождения нового знания. Развитие философских оснований науки.
Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
Развитие компонентов оснований науки: идеалы и нормы научных исследований, научная картина мира, философско-мировоззренческие обоснования. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов научного познания.
Тема 4. Историческая смена типов научной рациональности.Научные традиции и научные революции.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Тема 5. Структура научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты.
Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Математизация теоретического знания. Основания науки. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Тема 6. Роль языковых средств в организации научного знания.
Проблема языковых средств организации научного знания в логическом позитивизме. Понятие «языкового каркаса» науки. Текст как форма объективации научного знания. Основные требования к языку науки. Специфика научной терминологии. Языки точных, естественных и социогуманитарных наук. Проблемы формирования, функционирования и развития научной терминологии.
Тема 7. Особенности развития науки в XX в. - начале XXI в.
Основные характеристики постнеклассической науки. Возрастающая роль теоретического знания в структуре науки. Междисциплинарный характер научных исследований. Отказ от идеи построения универсальной и однородной картины действительности. Растущая гуманитаризация науки. Сциентизм и антисциентизм - крайности в оценке науки и ее общественной значимости.
Синергетика и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
Тема 8. Глобальный эволюционизм и антропный принцип в современной научной картине мира.
Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Антропный принцип: место и методологическая роль в современной науке.
Тема 9.Эволюционная эпистемология
Проблема распространения эволюционного подхода на теоретико-познавательную проблематику. Генезис и этапы развития научного знания, его формы и механизмы. Эволюционные модели реконструкции развития научных теорий и роста научно-теоретического знания.
Тема 10. Наука как социальный институт.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки в XXв). Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
Тема 11. Проблема ценностей и роль ценностных ориентаций в научном познании. Этические проблемы науки
Научная истина и ценностный аспект деятельности ученого. Диалектика научного познания и ценностных форм сознания. Особенности взаимоотношения современной науки и учения о ценностях. Система внутринаучных и вненаучных ценностей. Аксиологизация как фактор развития научной сферы: проникновение ценностных элементов (моральных, этических, эстетических представлений, установок и предпочтений) в сферу объективного знания о природе, технических и социокультурных системах.
Этика ученого сообщества. Проблема авторства и первенства в науке. Ответственность ученого за распространение непроверенной информации. Принцип толерантности к иным точкам зрения. Правила научного общения, дискуссии и полемики. Виды научной критики.
Контрольные вопросы
1.Основные проблемы современной истории и философии науки.
2.Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм.
3.Особенности становления теоретического мышления и познавательные установки древнегреческой философии и науки.
4.Знание и вера в западноевропейской средневековой культуре. Основные течения средневековой схоластики и их влияние на развитие науки.
5.Философия и наука в эпоху Возрождения. Научно-исследовательские программы Н. Кузанского и Г. Галилея.
6.Традиция эмпиризма в науке и философии Нового времени. Ф. Бэкон. «Новый органон».
7.Рационализм новоевропейской науки и философии. Р. Декарт. «Рассуждение о методе».
8.Знание и наука в немецкой классической философии: диалектика теоретического и эмпирического знания в философии И. Канта. И.Кант. «Критика чистого разума».
9.Диалектика как метод систематизации научных знаний. Г.В.Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук».
10.Русский космизм: философский и естественнонаучный аспекты. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
11.Проблемы науки и философии в классическом позитивизме и эмпириокритицизме.
12.Проблемы научного знания в неопозитивизме.
13. Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера.
14.Концепция смены научно-исследовательских парадигм Т.Куна. «Структура научных революций».
15.Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.И. Лакатос. «История науки и ее рациональные реконструкции».
16.Методологическая программа научного познания П. Фейерабенда. П. Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания».
17.Методология научного познания М. Вебера. «Наука как призвание и профессия».
18.Понятие науки в эволюционной эпистемологии (К. Поппер, К. Лоренц).
19.Наука – система специализированных знаний.
20.Наука как социальный институт. Коммуникативные формы научной деятельности. Мертон Р.К. «Социальная теория и социальная структура. «Наука и демократическая социальная структура».
21.Развитие философских оснований науки. Динамика порождения нового знания.
22.Традиции и новации в развитии науки.
23.Научная рациональность и ее исторические типы.
24.Особенности развития науки в XXв. –XXIв. Сциентизм и антисциентизм.
25.Структура эмпирического знания.
26.Структура теоретического знания.
27.Научная теория: пути ее формирования и развития.
28.Проблема истины в научном познании. Критерии истины.
29.Этические проблемы науки. Проблема ответственности ученого в современной науке. Агацци Э. «Моральное измерение науки и техники».
30.Синерегика и проблема самоорганизации в природе и обществе.
31.Идея глобального эволюционизма в современной научной картине мире.
32.Природа ценностей и роль ценностных ориентаций в познании.
33.Роль языковых средств в организации научного знания.
34.Методологическая роль антропного принципа в современной науке.
5. Требования к реферату по истории науки
Написание реферата – важная часть процесса подготовки к сдаче кандидатского экзамена. Реферат является самостоятельной историко-научной и философско-методологической работой, он должен удовлетворять требованиям, аналогичным тем, которые предъявляются к научной статье, предназначенной для публикации. Работа над рефератом предполагает углубленное изучение, анализ и систематическое изложение проблематики избранной темы, разностороннюю оценку ее содержания и значения, т.е. реферат - это критический научно-аналитический обзор темы с четко выраженной авторской позицией к рассматриваемым проблемам, идеям, результатам.
Реферат выполняется по истории определенной отрасли науки. Тема реферата выбирается в соответствии с проблематикой диссертационного исследования, включенной в исторический, философско-методологический контекст. Результаты, полученные в ходе выполнения письменной работы, могут быть использованы не только в диссертации, но и в научно-исследовательской деятельности в целом.
Тема реферата формулируется аспирантом самостоятельно, но должна быть согласована с научным руководителем и преподавателем, ведущим занятия в группе.
Реферат должен иметь краткое введение, в котором дается обоснование выбора темы, оценивается ее значимость, степень разработанности, ставятся задачи исследования.
Изложение материала необходимо разделить на главы, параграфы, разделы для логической организации и удобства обозрения. Реферат должен быть написан ясным литературно-грамотным языком, изложение содержания должно быть логичным, последовательным и доказательным.
В заключении уместно дать краткое резюме основных выводов работы.
Оформление реферата. Реферат должен иметь титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями, оглавление с указанием соответствующих страниц реферата (при нумерации страниц титульный лист и оглавление считаются, соответственно, страницами 1 и 2). На последней странице должен быть приведен список литературы, использованной в реферате. Цитирование в тексте реферата использованной литературы должно быть с указанием соответствующей страницы источника. Общий объем реферата: в пределах одного печатного листа (40 тыс. знаков) = 24 стр. при 14 размере шрифта.
Аспиранты сдают рефераты преподавателю, ведущему занятия в группе по мере завершения работы, но не позднее, чем за месяц до экзаменов. Допуск к кандидатскому экзамену осуществляется только после представления реферата с положительным отзывом научного руководителя аспиранта.
Реферат оценивается по системе «Зачтено»/ «Не зачтено»:
- «Зачтено» - требование, предъявляемые к содержанию и оформлению реферата, выполнены;
- «Не зачтено» - требования, предъявляемые к содержанию и оформлению
реферата, не выполнены.
Реферат должен показать знание источников и литературы по истории
науки, выявить умение аспиранта применять полученные знания для решения исследовательских задач конкретной области научной деятельности. При оценке реферата учитываются:
требования, он представляет собой оригинальное исследование, имеющее
практическую ценность для дальнейшей научной работы аспиранта; цель
работы четко сформулирована, структура и основное содержание полностью
соответствуют теме и задачам исследования, заключение адекватно отражает
результаты проделанной работы; аспирант грамотно применяет научную
терминологию; реферат содержит оригинальный критический анализ научных теорий, концепций, вклада отдельных ученых в развитие изучаемой научной проблемы, выполненный на основе изучение историко-научных источников и историографии.
Зачтенный реферат по истории науки является допуском к экзамену по дисциплине «История и философия науки». Аспиранты, получившие оценку «Не зачтено», не допускаются к экзамену.
Содержание и научный уровень реферата, его оценка принимаются во внимание на кандидатском экзамене.
6. Образовательные технологии
В качестве образовательных технологий используются как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (лекции, семинары, компьютерные презентации и рефераты по конкретным вопросам истории науки, дискуссии).
В учебном процессе по истории и философии науки активно
используются новые технологии обучения, основу которых составляют:
- компетентностный подход как ключевая категория современной
образовательной парадигмы;
- коммуникативная компетенция как необходимое условие осуществления
профессиональной коммуникации;
- ориентация на общепризнанные уровни владения историей и философией
науки;
- личностно-ориентированный подход, предполагающий равноправные
взаимоотношения между участниками учебного процесса в атмосфере
сотрудничества, активную и ответственную позицию аспирантов за ход и
результат овладения знаниями по истории и философии науки.
Технология процесса обучения аспирантов включает в себя следующие образовательные мероприятия:
-аудиторные занятия (лекции, семинары, коллоквиумы);
-самостоятельная работа аспирантов;
-контрольные мероприятия в процессе обучения и по его окончанию: текущий контроль на семинарских занятиях, коллоквиум и зачет в 1 семестре, зачет во 2 семестре; промежуточная аттестация - кандидатский экзамен.
Аудиторные занятия проводятся с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: учебный материал представлен также в виде мультимедийных презентаций. Презентации позволяют четко структурировать материал занятия.
Самостоятельная работа аспирантов. Самостоятельная работа организована и проводится под руководством преподавателя в соответствии с технологией проблемного обучения и предполагает следующие формы активности:
-поиск научной информации в открытых источниках с целью ее анализа и выявления ключевых особенностей исследуемых явлений;
-проработка учебно-проблемных задач, выполняемая с привлечением основной и дополнительной литературы, постановка которых отвечает целям освоения курса;
-решение проблемных задач стимулирует познавательную деятельность и научно- исследовательскую активность аспирантов.
Применение знаний и умений, приобретение опыта деятельности происходит в процессе подготовки докладов, выступлений на семинарах и коллоквиумах.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Используются следующие виды самостоятельной работы аспиранта: в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах с доступом к ресурсам Интернет и в домашних условиях. Порядок выполнения самостоятельной работы соответствует программе курса и контролируется преподавателем в ходе семинарских занятий. Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, подготовленным преподавателем, ведущим лекционные и семинарские занятия по истории и философии науки.
7. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации
Цель контроля – получение информации о результатах обучения и степени их соответствия результатам обучения.
Текущий контроль успеваемости, т.е. проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляется на протяжении семестра в ходе проведения семинарских занятий, коллоквиумов и зачета за каждый семестр. Текущая самостоятельная работа аспиранта направлена на углубление и закрепление полученных знаний, а также развитие практических навыков по поиску, анализу и структурированию необходимой информации.
Промежуточная аттестациязавершает изучение дисциплины «История и философия науки». Форма аттестации – кандидатский экзамен. Кандидатский экзамен проводится во 2 семестре.
Критерии выставления оценок
При выставлении оценок используют критерии, представленные в таблицах 1 и 2
Таблица 1
Универсальные оценочные средства для проведения
текущего контроля и зачета по дисциплине
Зачтено | Теоретическое содержание дисциплины освоено, сформированы необходимые компетенции согласно учебному плану и образовательной программе, большая часть предусмотренных рабочей программой дисциплины заданий выполнена. Аспирантом проводилась самостоятельная работа с материалами по дисциплине. |
Не зачтено | Теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые компетенции не сформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины заданий не выполнено, либо выполнено не качественно, дополнительная самостоятельная работа по курсу аспирантом не проводилась. |
Таблица 2
Критерии выставления оценок на
дифференцированном зачете и экзамене
Оценка | Критерий |
Отлично | Оценка «отлично» ставится аспиранту, овладевшему элементами компетенции «знать», «уметь» и «владеть», проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по дисциплине, освоившему основную и дополнительную литературу, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и применении усвоенных знаний. |
Хорошо | Оценка «хорошо» ставится аспиранту, овладевшему элементами компетенции «знать» и «уметь», проявившему хорошее знание программного материала по дисциплине, освоившему основную литературу и знакомого с дополнительной литературой, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их применению и обновлению в ходе последующего обучения и научно-исследовательской деятельности. |
Удовлетвори-тельно | Оценка «удовлетворительно» ставится аспиранту, овладевшему элементами компетенции «знать», т.е. проявившему знания основного программного материала по дисциплине в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей научно-исследовательской деятельности, знакомому с основной литературой, допустившему неточности в ответе на экзамене, но в основном обладающему необходимыми знаниями для их устранения при корректировке со стороны экзаменатора. |
Неудовлетво-рительно | Оценка «неудовлетворительно» ставится аспиранту, не овладевшему в достаточной степени ни одним из элементов компетенции, т.е. обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по дисциплине; не знакомому с основной литературой, допустившему фактические ошибки и неточности; отсутствует знание специальной терминологии, нарушена логика и последовательность изложения материала; не отвечает на дополнительные вопросы. |
Основная литература
1.История и философия науки. Мангасарян В.Н., Гусев С.С. Учебное пособие для аспирантов. // Академическая кафедра истории и философии науки СПбФ ИИЕТ РАН. СПб, 2022.
Дополнительная литература
- 1.История философии для физиков и математиков. Кузнецов Б.Г. М., 2022.
2.История, философия и методология науки и техники.Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. М., 2021.
3.История, философия и методология естественных наук. Канке В.А. М., 2019.
4.Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
Рекомендуемые первоисточники к курсу «История и философия науки»
1.Агацци Э. Моральные измерения науки и техники. М., 1998.
2.Аристотель. «Метафизика». М., 2006.
3.Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1978.
4.Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
5.Вернадский. В. И. История науки. Сочинения. М., 2017.
6.Витгенштейн Л. Философские работы. В 2-х частях. М., 1994.
7.Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. М. 2020.
8.Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Предисловие. СПб, 1992.
9.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Введение. Т. 1. М., 1974.
10.Декарт Р. Рассуждение о методе // Р. Декарт. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989.
11.Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.
12.Кант И. Критика чистого разума. Введение. / Сочинения в 6 т. Т. 3, М., 1964,
13.Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука / Сочинения в 6 т. Т. 4., ч. 1, М., 1965.
14.Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М., 2008.
15.Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д. 2003.
16.Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М., 1964.
17.Кузанский Н. Об учёном незнании. СПб, 2001.
18.Кун Т. Структура научных революций. М., 2020.
19.Кун Т. После «Структуры научных революций». М., 2014.
20.Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М., 2008.
21.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
22.Лейбниц Г.В. О познании. М., 2019.
23.Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
24.Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М., 2006
25.Платон. Федон. Соч.. Т. 2. М,. 1970.
26.Полани М. Личностное знание. М., 1985.
27.Поппер К.Р. вопросы познания природы. Вся жизнь — решение проблем. О познании, истории и политике. Ч.1. М., 2021.
28.Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
29.Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
30.Пуанкаре А. Наука и гипотеза. М., 2021.
31.Рассел Б. Исследование знания и истины. М., 1999.
32. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 2001.
33.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
34.Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос // Человек и природа, 1989, №
35.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1995.
Рекомендуемая литература
1.История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гайденко П.П. М., 2018.
2.Кризис науки как зеркальное отражение кризиса теории познания. Хайтун С.Д. М., 2016.
3.Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли: Эволюция особенностей физического мышления. М., 2020.
4.Методология научного познания. Лебедев С. А. М., 2017.
5.Методология научных исследований. Мокий М.С., Никифоров А.Л., Мокий В.С. М., 2016.
6.Общие проблемы развития науки и техники. Т.1. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М., 2015.
7.Открытия и достижения науки и техники за последние 570 лет: Летопись: 1440-2010. Логвинов В.В. М., 2015.
8.Природа-общество-культура: основания коэволюции (философско-методологический анализ. Мангасарян В.Н. СПб, 2011.
9.Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. М., 2014.
10.Словарь современного естествознания: Современные естественнонаучные термины. Акимов М.Л., Логвинов В.В. М., 2013.
11.Стёпин В.С. История и философия науки. М., 2020.
12.Точные науки в древности. Нейгебауэр О. М., 2011.
13.Уэвелл У. История философии греческих школ по отношению ее к физической науке. М., 2018.
14.Эволюция понятия науки (XVII--XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. Гайденко П.П. М., 2010.
Электронные энциклопедические издания свободного доступа
1.Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; М., 2010. http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
Рекомендуемые периодические издания
1.«Философия науки и техники» – http://iphras.ru/phscitech.htm
2.Epistemology & Philosophy of Science – http://iphras.ru/journal.htm
3.«Социология науки и технологий» – http://ihst.nw.ru
4.«Вопросы истории естествознания и техники» - https://vietmag.org/
Электронные образовательные ресурсы свободного доступа
Электронный адрес | Наименование электронной библиотеки и информационно-образовательного ресурса |
http://www.edu.ru | Федеральный образовательный портал |
https://www.rsl.ru/ru/about/funds/elibrary | Электронная библиотека Российской государственной библиотеки |
http://elibrary.ru/ | Научная электронная библиотека |
http://www.rasl.ru/ | Библиотека Российской академии наук |
http://nlr.ru/elibrary | Электронная библиотека Российской национальной библиотеки |
http://sbiblio.com/biblio/ | Электронная библиотека учебной и научной литературы |
http://filosof.historic.ru | Электронная библиотека по философии |
http://school-collection.edu.ru | Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» |
http://www.philosophy.ru | Философский портал |
http://lib.ru/FILOSOF | Философский раздел в электронной библиотеке М. Мошкова |
http://ihtik.lib.ru/index.html | Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика |
http://www.library.spbu.ru | Научная библиотека СПБГУ |
http://filosof.historic.ru | Философская библиотека |
http://e.lanbook.com | ЭБС издательства Лань |
https://www.akfran.ru/8 https://www.akfran.ru/5 | Учебно-методические материалы Академической кафедры истории и философии науки СПбФ ИИЕТ РАН и on-line литература к курсу «История и философия науки» для аспирантов РАН |
9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Занятия проводятся в стандартной учебной аудитории для лекционных и семинарских занятий, оснащенной доской, мультимедийным проектором, интерактивным экраном и персональным компьютером (ноутбуком) с доступом к сети Интернет.