Если взглянуть на географическую карту от Москвы в сторону европейских стран, на которой будут в различные цвета закрашены христианские конфессии, то будет видно следующее. При переходе с востока на запад между католической Польшей, католической Венгрией и православной Россий находится Белоруссия и Украина, т.е. они являются границами перехода между «чистым» православием и «чистым» католицизмом. Граница раздела между различными фазами всегда находится в напряженном состоянии. Например, в физике полупроводников при попытке получить (вырастить) на кристаллической подложке другую, даже близкую по составу кристаллическую пленку, исследователи часто сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Все дело в том, что расстояния между атомами у подложки и близкой по составу пленки незначительно, но все же различаются. При этом возникают упругие напряжения, которые накапливаются по мере увеличения толщины пленки и в конечном счете рождают различного рода дефекты на границе раздела между пленкой и подложкой. Под действием этих напряжений атомы перемещаются по разные стороны границ. Одни перемещаются ближе к подложке, а другие – к пленке. Если пленка содержит только атомы одного типа, то, в зависимости от направленности внутренних напряжений, атомы будут двигаться либо по направлению к пленке, а у подложки будут образовываться вакантные места, либо наоборот. Образуются так называемые дислокации, представляющие собой отсутствие атомов вдоль целых линий и т.п. дефекты. В общем, если атому «неудобно» находиться у подложки, он движется в сторону пленки, и наоборот, атом, которому «удобно» быть у границы раздела с подложкой, движется от пленки по направлению к подложке. Как говорится, «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Точно так происходит и на границе раздела между странами. Много веков подряд народы, которые живут сейчас на территориях нынешних Белоруссии и Украины находились под давлением и сильным влиянием как православной России, так и католической Польши. Для того, чтобы жить достойно, а часто и для того, чтобы просто выжить, необходимо было поменять приоритеты и веру, в нашем понимании должен был смениться знак энергии упорядочения на противоположный. Но, тогда человек должен был стать либо полностью поляком, либо полностью русским. Для некоторых, в силу различных причин, это было неприемлемо, поэтому нашелся еще один способ существования: принять переходную между католицизмом и православием веру – униатство и стать греко-католиком.
Интересно отметить, что и здесь есть замечательная аналогия с физикой. Для того, чтобы вырастить на подложке пленку хорошего качества из вещества, сильно отличающегося от подложки по расстоянию (физики говорят по параметрам решеток) между атомами, специалисты по росту пленок выращивают между плёнкой и подложкой промежуточные слои. Слоев этих может быть несколько и называются они буферными слоями. Эти буферные слои, называют жертвенными слоями, поскольку они после выполнения своей роли удаляются. Униатство играло роль промежуточного слоя, демпфирующего противоречия и конфликты (напряжения), возникающие между восточным и западным христианством. Достигнуть великих высот (я говорю именно высотах мирового уровня) в культуре, живописи, литературе, науке, технике и других видах деятельности, на мой взгляд можно, только находясь по одну или другую сторону от границы раздела фаз. Находиться под постоянным деформационным прессингом и создавать мировые шедевры, по моему мнению, невозможно. Это не означает, что в этих областях не могут рождаться гениальные творцы. Их даже может быть и больше, чем в областях, расположенных вдали от переходной области, но для реализации своих способностей они должны уехать из этого места. Для создания шедевров мирового уровня нужна соответствующая инфраструктура и окружающее общество, способное воспринять созданный шедевр. В зависимости от восприятия окружающей действительности родившиеся в межфазных областях могут реализоваться как гении либо на Западе, либо на Востоке. Я принципиально не буду в данной заметке приводить конкретные примеры, но поверьте мне, таких людей было очень много. Читатель сам может посмотреть в интернете и проследить судьбы тех или иных выдающихся людей. Да, конечно, отдельные личности сумели себя реализовать и не покидая своей родины, но это были единицы и, как правило, созданные ими произведения искусства или науки имеют местное, местечковое, а не мировое значение. Меня могут упрекнуть, что тот же самый процесс идет и в провинциальных городах в странах, расположенных далеко от переходной области. Для реализации своих амбиций и способностей люди должны покидать свою малую родину и уезжать в столицы. Да это так, но есть одно принципиальное отличие. Человеку при этом не нужно менять свою ментальность. Француз остается французом, переезжая из маленького города в Париж. Россиянин, как был россиянином, уехав из Сибири в Москву или Петербург, так и остался россиянином. Он говорит на том же самом родном языке. В целом его манеры поведения остаются прежними, а если они и отличаются, то лишь незначительно; он быстро их воспринимает и усваивает. Через некоторое время такого человека не отличить от коренного москвича или петербуржца, если он, конечно, достаточно восприимчив. В чужой стране прежде всего сложно проникнуть внутрь нового общества, будут проблемы с языком; приехавшего человека всегда выдает акцент и т.п. Нужно, чтобы в данном месте прожили поколения, только тогда дети, а скорее внуки станут в этом обществе своими. Имперский народ, а русский народ, бесспорно, имперский, по аналогии с растворами – народ растворитель. Но это не растворитель, уничтожающий индивидуальность, а наоборот, бережно ее сохраняющий и дающий в полной мере многогранное развитие каждой маленькой нации. Имперский народ не может проявлять национализм по отношению к находящимся внутри него нациям; он должен быть выше этого. Иначе это не имперский народ, иначе это не растворитель. Вот почему Речь Посполитая не смогла построить империю, несмотря на то, что поляки все время стремились быть империей. Они себя, своих, любили больше, чем чужих. Православных русских считали за людей второго сорта. Нет, на этом не построишь империю. Растворитель должен жертвовать собой, и ничего тут не сделаешь! Как только атомы растворителя будут сильнее взаимодействовать друг с другом, чем с атомами противоположного сорта, можно ожидать распада раствора. Чтобы раствор не распадался, его температура должна быть выше температуры распада. И необязательно экономика должна быть очень развитой. Хотя это одна из важнейших составляющих «температуры общественного состояния». Людям просто все может надоесть; и идеология, и правительство, и многое другое. «Температура общественного состояния» понизится и начнется распад. При этом может наблюдаться процесс соосаждения, при котором выпадение одного вещества может инициировать выпадение из раствора другого растворенного вещества. Так и при распаде империи выход из империи одного народа и попытка образования нового государства часто вызывает желание и у других народов сделать то же самое. Процесс насыщения раствора атомами чужеродного вещества очень опасен. Они, чужие атомы, часто ослабляют взаимодействие основных растворенных атомов с растворителем и приводят к ослаблению внутренних связей. Приход другого народа на территорию, на которой долго жили автохтонные народы, приводит к изменению их уклада жизни, нарушению привычных связей, т.е. к изменению знака в энергии упорядочения или к изменению «температуры общественного состояния». Это ведет к различного рода беспорядкам (с точки зрения физики это различного рода флуктуации), погромам и т.п., недавно мы это наблюдали в Европе (беженцы) и сейчас в США (волнения афроамериканцев в связи с изменениями «температуры общественного состояния»).
Как правило, процесс распада начинается с окраин, т.е. с переходных граничных областей. Поэтому именно граничные области являются наиболее неустойчивыми частями империй. Важно отметить, что напряжённость на границах часто возникает именно тогда, когда в пограничной области живет народ, близкий по национальной принадлежности, языку и общей культуре к основному, образующему империю народу. Этот народ лишь незначительно, может, только в нюансах отличается от образующего империю народа. Именно в этом случае возникает наибольшая напряженность. Известно, что довольно часто возникают конфликты между близкими родственниками – родными братьями. Еще в Библии, в книге Бытия описан такой конфликт между Иаковом и Исавом, сыновьями Библейского патриарха Исаака, (Бытие, глава 27, стихи 1–44). Один из которых (Исав) продал свое первородство за чечевичную похлебку (материальные, сиюминутные блага). И этому факту есть хороший аналог в фазовых переходах. Напряжения на межфазных границах возникают между слоями различных фаз при почти когерентном сопряжении фаз, т.е. лишь при незначительном их отличии друг от друга. Когда атомы не знают, в какое место им притулиться. При большом различии между фазами их межфазная граница аморфна и размыта. Внутри нее существует такое количество дефектов, что напряжения практически отсутствуют, но, собственно, и близких взаимоотношений нет. Заранее знаешь, на что можно рассчитывать! При сопряжении фаз, близком когерентному, везде нужно ждать подвоха. Однако, заранее сложно узнать, когда и в каком месте произойдет разлом. Нужно каждую минуту быть готовым к худшему сценарию, как учил Христос в притче о поведении мудрых и неразумных дев. Поэтому, на мой взгляд, Советским Союзом, в свое время, была совершена ошибка при присоединении западных области Украины и других стран к СССР. Это была мина замедленного действия, сработавшая уже в наши годы. Борьба с религией, развернувшаяся при советской власти, как ни прискорбно это говорить мне, человеку верующему, воспитание атеистов, т.е. новых верующих (верующих, что Бога нет), сыграла на коротком этапе, сознательно или неосознанно, положительную роль, поскольку пыталась стереть конфессиональные различия между людьми разных вероисповеданий и, тем самым, неосознанно собиралась изменить знак энергии взаимодействия между ними. Но это было лишь временное явление. Вскоре эта борьба привела прямо к противоположным результатам, вызвав как изменения в знаках энергии взаимодействия, так и изменения во втором члене уравнения (1).
Весьма интересно с этой точки зрения взглянуть на очень дальний от нас по времени конфликт между Андреем Курбским и Иваном Грозным. Их переписка является замечательным памятником древнерусской литературы. Андрей Курбский, один из ближайших соратников Ивана Грозного, попал в опалу и вынужден был бежать в великое княжество Литовское. И бежал, наверное, правильно. Иначе, наверное, ему бы не поздоровилось! Утверждать я это не буду. Историки объяснят лучше. Я о другом. Если бы Курбский просто убежал и жил, не вмешиваясь в политику, то претензий к нему не могло быть. Можно сказать, что правильно сделал. Однако, он оказал неоценимую помощь врагам, раскрыв многие секреты русского войска, что обеспечило литовцам проведение целого ряда успешных военных операций. В результате Курбский стал предателем. Он находился на границе с Россией, а в этой области нужно выбирать, с кем ты! Сложно, а иногда и невозможно остаться самим собой. Обстоятельства часто ломают волю человека. Межфазное давление не позволяет вести себя иначе. Если бы Курбский уехал дальше на Запад, то, вполне возможно, ничего бы и не было. Он просто жил бы жизнью обычного обывателя. Не был бы он предателем, но он там никому был бы не нужен. А без финансов и поместья как жить? Да и человек он был активный и талантливый. Вот и поменялась его энергия взаимодействия между своими и чужими. Может, я и не прав, историки рассудят иначе. Я лишь хотел сказать, что на границе двух конфессий сложно сделать тот или иной выбор. Был в истории Великого княжества Литовского шанс стать империей русского народа. Но они его упустили. И слава Богу! Было это во второй половине XIV. Литовским дворянам очень нравились польские девушки. На этом они погорели, превратившись в ныне маленькую по территории и населению страну Литву. А могло ведь быть иначе! Внук великого литовского князя Гедимина (Godeminnus) женился на польской королевне Ядвиге, принял католицизм и стал властителем объединенной Литвы и Польши. Большая часть населения Литвы была тогда православной и русский язык[1] был в Литве языком государственным. Естественно, что переход правителя в католичество не вызвал восторга у православных подданных; единство мироощущения и надежды на будущее на приграничной территории были нарушены. Я думаю, что именно поэтому и не стала Литва великой. Об этом писал еще Лев Гумилев в книге «От Руси до России» (СПб.: Юнона, 1992). Нынешняя ситуация в Белоруссии, находящейся практически в рамках бывших территорий Литовского княжества, тому хорошее подтверждение. Как бы ни раздражал часть белорусского народа «большой» брат, все равно есть только один путь – жить с ним вместе. Можно уйти в Польшу, Литву и даже далее на запад, но тогда четко нужно себе представлять, что при этом нужно полностью поменять ментальность. Ну, об экономике и всем остальном я здесь и говорить не буду. Если есть большое желание отделиться, то тогда не нужно ни к кому обращаться за помощью и никого не нужно копировать, ни западные цивилизации, ни восточные. Нужно строить свое государство на основе своей истории и культуры, но для этого у народа должна быть определённая внутренняя сила и его численность должна соответствовать масштабам строительства.
[1] Государственным языком в Великом княжестве Литовском был старо-белорусский [западное наречие старо-русского, старо-славянского языка] вплоть до конца XVII века, затем его сменил польский. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/litv.htm/.
В связи с развитием средств коммуникации, интернета перемены в обществе стали очень значительны. С нашей точки зрения это можно пояснить следующим образом. Если 150 лет, а тем более 500 лет назад скорость передачи информации определялась тем, с какой скоростью движется лошадь, то сегодня скорость передачи информации практически мгновенна. Информация охватывает тысячи и миллионы людей, живущих на разных континентах. Поэтому можно сказать, что раньше взаимодействия были только между ближайшими соседями. В наше время возникает, как говорят физики, дальнодействие. В общем случае, формируется единое поле. Если же ситуация достигает критического значения, то система ведет себя в больших объемах одинаковым образом. Из школьного курса физики всем известно, что у жидкости и пара существует так называемая критическая точка. В этой точке нет ни пара, ни жидкости в нашем обычном бытовом понимании. А существует новое состояние вещества, которое называется сверхкритическим флюидом. Флуктуации в нем коррелированы, т.е. ведут себя примерно одинаковым образом. Эдвард Лоренц, американский математик и метеоролог, один из основоположников теории хаоса, спросил однажды у студентов: «Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии?». Я не буду касаться теории хаоса, дабы не утомить читателей наукой. Отмечу лишь, что, если бы еще совсем недавно был введен такой общий карантин, как нынешней весной, многие связи и контакты прекратились бы, и со временем могла бы начаться изоляция стран. Сейчас это не так. Да, нам казалось, что мы сидим, как под домашним арестом, но благодаря современным средствам связи люди общались не только с приятелями и знакомыми своего города, но и других стран. Мы узнавали, что правительства практически всех стран принимают одинаковые меры, во всех странах люди ведут себя одинаково, во всех странах возникают одинаковые проблемы. Корреляция стала работать. Возникла новая, доселе невиданная глобализация. Сегодня мы можем наблюдать только ее ростки. С удивлением мы увидели, что руководство многих стран ведет себя, на наш взгляд, как-то неадекватно. Их поведение во многом похоже на поведение людей, описанное Ф.М. Достоевским в эпилоге к роману «Преступление и наказание», которое было приведено выше: «Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали эти зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали». Теперь мы знаем, что в этом нет ничего удивительного. Во-первых, «бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии» ну, а тем более, что может сотворить коронавирус! А во-вторых, при смене знака у энергии упорядочения, т.е. при изменении энергии взаимодействия, а в нашем случае, в смене приоритетов, происходит «оглупление» отдельных индивидуумов. Точно так, как люди ведут себя на границах, о чем мы говорили выше. Они не знают, куда им деться. Слева одни, справа другие. Всем нужно «понравиться». Как при таких условиях не впасть в состояние «оглупления»! Если пандемия продлится, то нас впереди ждут колоссальные потрясения. Мы вошли в зону фазовых неустойчивостей. Но и это когда-нибудь пройдет. Все временно, если мир сейчас идет к глобализации или новому мироустройству, в чем я нисколько не сомневаюсь, то вскоре придет новая, более мудрая элита, элита, знающая, как нужно выходить из кризиса. И я верю, что не последнюю роль, несмотря на сомнения многих, в выходе из кризиса сыграет Россия. Но это другая история.
Фазовые превращения и теория этногенеза Л.Н. Гумилева
Попытаемся теперь сравнить наши рассуждения со знаменитой теорией этногенеза Л.Н. Гумилева.
Интересно отметить, что Лев Гумилев, не будучи физиком, на интуитивном уровне прекрасно понял, что процессы, протекающие в обществе, имеют глубокую аналогию с фазовыми переходами. Вот что он пишет в книге «Этногенез и биосфера Земли»: «Понятие ”состояние“ имеет место и в природе, и в обществе. В природе – состояний четыре: твердое, жидкое, газообразное и плазменное. Переход молекулы косного вещества из одного состояния в другое требует дополнительной затраты энергии, равной скрытой теплоте плавления или парообразования. Этот переход происходит небольшим рывком, причем процесс обратим. В живом веществе биосферы такой переход связан с гибелью организма и необратим. Это могло бы значить, что для организма есть только два состояния: жизнь и смерть, но поскольку смерть есть уничтожение организма как целостности, то называть этот момент перехода” состоянием“ – нелепо. Что касается жизни организма, то это тоже не” состояние“, а процесс: от рождения через зрелость и старость до смерти. Аналогом процесса жизни в косном веществе является кристаллизация минералов и последующая их метаморфизация в аморфные массы. Исследуя” состояния“ и” процессы“, мы всегда применяем разную методику. Для” состояния“ – классификацию, по любому произвольно принятому принципу, удобному для обозрения явления в целом. Для” приведённых на том же рисунке процессов“, особенно связанных с эволюцией или формообразованием, необходима систематика, основанная на иерархическом принципе – соподчинении сходных, хотя и не идентичных групп разного ранга. Такова систематика Линнея, усовершенствованная Ч. Дарвином. Иерархический характер системы органического мира обусловлен ходом и характером эволюционных процессов, неотделимых от жизни и обязательных для нее. Но как только жизнь замирает, возникает” состояние“, более или менее быстро разъедаемое воздействием среды, хотя бы последняя состояла из других мертвых” состояний“, также подверженных необратимой деформации. Значит, для организма, в том числе человеческого, есть только один способ попасть в” состояние“ – стать мумией, а для этноса – археологической культурой. Иное дело – техносфера и связанные с ней производственные отношения. Здесь” состояния“ есть. Из трактора легко сделать утиль, а из утиля – трактор. Надо только затратить некоторую (увы, немалую) энергию. Есть” состояния“ и в социальной жизни. Ныне они именуются гражданскими состоянием и регистрируются загсом. Раньше их называли сословиями). В переносном смысле можно назвать” состоянием“ классовую принадлежность, но надо помнить, что она – продукт производственных отношений и производительных сил, т. е. тоже техносферы. Это состояние крайне неустойчиво. Воин, попавший в плен, становился рабом, а сбежав, мог превратиться в феодала. Для иерархического принципа в судьбе такого человека нет ни места, ни надобности; здесь достаточно простой фиксации. Итак, смены социальных состояний подобны (хотя и не идентичны) сменам природных состояний: они обратимы и требуют для перехода из одного в другое вложения дополнительной энергии. Но таков ли этнос? Можно ли, сделав усилие, сменить свою этническую принадлежность? Видимо, нет! Но уже одно это показывает, что этнос не” состояние“ (тем более гражданское), а процесс». На рисунке 2 приведен хорошо всем известный график изменения пассионарного напряжения от времени, предложенный Л.Н. Гумилевым.
Рисунок 2. Изменение пассионарного напряжения этнической системы по Л.Н. Гумилеву («Этногенез и биосфера Земли»; взято из открытых источников).
Сравним его с типичной зависимостью величины χ, называемой в теории фазовых переходов пересыщением. Для того, чтобы объяснить, что означает эта величина, рассмотрим самый простой случай фазового перехода, который легко реализовать дома на кухне. Возьмет поваренную соль и начнем ее растворять в стакане с водой до тех пор, пока она не прекратит растворяться и часть соли не осядет на дно стакана. Если теперь отделить раствор соли, от соли, лежащей на дне стакана, например, перелив раствор в другой стакан, то мы получим насыщенный раствор при данной температуре. В нем в равновесии, не выпадая в осадок, будет находится соль с некоторой концентрацией Со.
Эта концентрация называется равновесной концентрацией. При разной температуре она будет различна. Если теперь медленно нагревать раствор соли таким образом, чтобы вода испарялась, то в растворе возникнет избыточная, по отношению к равновесной, концентрация соли. Обозначим ее буквой Так вот, величина и есть пересыщение. Она показывает, насколько истинная концентрация раствора превышает равновесную. Собственно, она в какой-то мере и показывает степень отклонения от равновесия, и степень захода системы в область неустойчивости. При определенной величине пересыщения начинается процесс перехода из одного состояния системы в другое. Типичный вид изменения величины пересыщения при фазовом переходе от времени приведен на рисунке 3. На этом рисунке приведена зависимость времени величины, являющейся аналогом пересыщения, которое называется перенапряжением χ(t) – относительной величины, связанной с механическими напряжениями внутри твердого тела, находящегося под действием постоянного внешнего всестороннего растяжения, в результате которого внутри твёрдого тела происходит фазовый переход с образованием полых областей (пор), которые эволюционируют во времени[2].
[2]См. в работах: S. A. Kukushkin. Nucleation of pores in brittle solids under load // Appl. Phys., 2005, 98, 033503-12 https://doi.org/10.1063/1.1957131; Кукушкин С.А. Начальные стадии хрупкого разрушения твердых тел// Журнал «Успехи механики», 2003, №2, С. 21-44.
Рисунок 3.
Такой вид зависимости пересыщения от времени связан с тем, что внутри стакана с раствором соли, вода из которого испаряется, будут рождаться маленькие (зародыши) кристаллики соли, которые поглощают молекулы соли из раствора. При испарении воды, кристаллики растут, увеличиваясь в размерах. Они воздействуют друг на друга, конкурируя за строительный материал (молекулы соли) для своих растущих «солевых тел». Кстати, именно таким образом, добывают соль из морской воды, либо ее выпаривая в специальных установках, либо, испаряя воду под воздействием солнечных лучей.
Я долго думал, что же отображает кривая на рисунке 2, и как она связана с кинетикой фазовых переходов. Наконец я понял, что степень пассионарности по Гумилеву является не чем иным, как пересыщением. Рост степени пассионарности есть превышение активных людей над общей средней массой обычного, ничего не желающего обывателя. Но это же и есть, в нашем понимании, степень пересыщения! Гумилев его даже называет пассионарным напряжением (сравним это название, с названием, приведённым выше для аналога пересыщения – перенапряжения, образующегося при деформации твёрдых тел). Но, поскольку пересыщение вызывает процесс перехода из одного состояния в другое, то этногенез – типичный аналог фазового превращения, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Всплески пассионарности, возникающие примерно через каждые 100–120 лет (см. рис. 2), связаны, на мой взгляд, с тем, что в живой природе, т.е. в открытой системе, которой и является этнос, происходит рождение людей. Поэтому, в отличие от неживых зародышей, кристаллов соли, у пассионариев, как правило объединенных в группы – зародыши, рождаются дети, а у детей рождаются внуки и правнуки этих пассионариев. Хорошо известен факт, что, как правило, у активных мужчин сыновья менее активны и менее способны, или, если и способны, то, как правило их профессия, взгляды на жизнь и интересы отличаются от интересов и взглядов отца. И наоборот, у сильных матерей рождаются, как правило, сильные, в смысле духа и таланта, сыновья. Через одно-два поколения вероятность рождения «сильных» внуков и правнуков у «слабых» дедов и прадедов повышается. Этот процесс длится примерно 100–120 лет. Я думаю, что эти всплески и падения на кривой пассионарного напряжения во многом связаны именно с этим процессом.
Л.Н. Гумилев, описывая образование кривой пассионарности (рис. 2), сравнивает ее образование с горением костра. «Костер вспыхнул с одного края. Пламя охватывает сучья кругом и быстро поглощает кислород внутри костра. Температура падает, и окружающий кислород воздуха врывается внутрь поленницы, заставляя дрова вновь вспыхнуть. После нескольких вспышек остаются угольки, медленно остывшие и превращающиеся в пепел. Для повторения процесса нужен новый хворост и новая вспышка пламени. Также, если толкнуть шар – он сначала движется ускоренно за счет силы толчка; затем теряет инерцию от сопротивления среды и останавливается, точнее, приходит в состояние равновесия со средой, что называется в механике покоем». Далее он пишет: «Причинами толчков могут быть только мутации, вернее – микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но редко влияющие на генотип. Как правило, мутация не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только некоторые, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникли новые” породы“, которые мы и фиксируем со временем как оригинальные этносы». Если бы кристаллики соли в определенный момент времени выделяли в раствор дополнительные молекулы, то это приводило бы к всплескам пересыщения, которое в свою очередь приводило бы к зарождению новых зародышей. В этом случае на кривой, приведённой на рисунке 3, образовались бы подобные рисунку 2 всплески пересыщения. Собственно, зародышами новой фазы при различных трансформациях общества могут быть объединения людей по интересам в различные группы, партии, культурные и научные сообщества, банды и т.п.
Несколько лет назад я совершенно случайно наткнулся на две малоизвестные публикации Мошкова Валентина Александровича, российского учёного-этнографа, генерал-лейтенанта, сотрудника Императорского Русского географического общества. Он является одним из первых исследователей истории и культуры гагаузов. Одна из его публикаций – книга «Новая теория происхождения человека и его вырождения» (https://avidreaders.ru/book/novaya-teoriya-proishozhdeniya-cheloveka-i-ego.html.), была переиздана в 2013 г. с первого издания этой книги в Варшаве в 1907 г., а вторая – статья «Механика вырождения» в сборнике «Русская расовая теория до 1917 года, выпуск 1» (https://velesova-sloboda.info/antrop/russkaya-rasovaya-teoriya-do-1917-goda.html.). Мне не известно, знал ли Лев Гумилев об этих публикациях В.А. Мошкова. Но они во многом предваряют работы Гумилева. В.А. Мошков изложил оригинальную теорию о путях развития и эволюции человечества. Онпредставил историю народов и государств как непрерывный ряд циклов продолжительностью, равной 400 годам. Цикл, в свою очередь, подразделяется на два равных периода по 200 лет, первый из которых был им назван «прогонизмом» – стремление к «высшему типу», а второй – «атавистической» нисходящей. Каждый период цикла делится сначала на 100-летние части, а затем на два полувека. Первая половина каждого века означает упадок, а вторая – подъём, за исключением последнего (четвёртого) века, представляющего «сплошной упадок». Эти колебания, по Мошкову, есть следствие двух природ в человеке. Собственно человеческой и животной. Эти природы периодически колеблются одна относительно другой и тем самым приводят либо к развитию общества, либо к его деградации. Если господствует человеческая природа на данном историческом этапе, то государство процветает во всех областях. И наоборот, если главенствует природа животная, то государство, образование, наука, культура и экономика приходят в упадок.
Теория Мошкова также укладывается в изложенную в этой заметке концепцию. В химии существуют так называемые колебательные химические реакции, в процессе которых цвет, концентрация компонентов и температура изменяются периодически, образуя сложную пространственно-временную структуру реакционной среды. Открыли такие реакции Белоусов и Жаботинский, поэтому ониназываются реакциями Белоусова – Жаботинского. В свое время мы с моим другом и соратником, доктором наук Андреем Викторовичем Осиповым, теоретически исследовали влияние образования маленьких кристаллических зародышей на химические реакции, в результате которых они сами и образуются. Наше исследование показало, что при определенных условиях само образование зародышей может вызывать колебания как самих химических компонентов, из которых состоит зародыш, так и может приводить к периодическим изменениям плотности зародышей во времени и в пространстве. Отрадно отметить, что эта теория была вскоре подтверждена экспериментально и наши предсказания сбылись. В обществе подобными атомами будут люди различных взглядов, типов поведения, или, как это следует из теории Мошкова, человеческого или животного начал.
Общество является так называемой открытой неравновесной системой, мы же рассматривали все процессы на примере термодинамики, т.е., заранее ограничивая себя системами, называемыми в физике равновесными. Такие системы с большей строгостью не применимы к описанию общественных явлений. Неравновесные системы исследовали многие ученые, но основной вклад в ихизучение сделал бельгийский (российского происхождения) физик и физико-химик Илья Романович Пригожин, за что получил Нобелевскую премию по химии в 1977 г. Рассмотрение этих процессов я отложу на другой раз. В целом процессы, протекающие при фазовых переходах в равновесных системах, на качественном уровне, изложенном нами выше, во многом правильно отражают ход общественных явлений. Поэтому я принципиально не касался здесь более сложных для первоначального понимания неравновесных явлений. Популярное изложение неравновесных процессов можно найти в прекрасной книге Пригожина «От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках» (М.: Наука, 1985). Отмечу, что наше с А.В. Осиповым исследование воздействия образования маленьких кристаллических зародышей на химические реакции было выполнено в рамках неравновесной термодинамики.
Начало перехода из одного состояния в другое часто хорошо и заранее видно, и за ним можно наблюдать. Поскольку происходит смена знака энергии взаимодействия, то у людей начинает изменяться реальное восприятие окружающего мира. Вначале это проявляется в живописи, поэзии, прозе, затем захватывает другие области человеческой деятельности. А затем трясти начинает сильнее. Происходят революции и войны. Это хорошо прослеживалось в начале XXвека в живописи, в литературе. Появлялись различного рода новые течения, доходящие до полной степени разложения. Мое глубокое убеждение, уж простят меня поклонники различного рода модернизмов, не могли многие из деятелей искусств, увлекающиеся всякого рода «измами», достичь таких высот, как поэты и художники эпохи Возрождения. А известными хотелось быть! Вот и пытались сделать что-то необычное, привлечь к себе внимание. А великое искусство получается тогда, когда художнику, поэту и т.п. Бог нашептывает в ухо. Ну не нашептывал им Бог ничего, ну что поделаешь. Зато в точных науках, в частности в физике, были величайшие достижения. Это прежде всего открытие квантовой механики и теории относительности. Ну, а потом грянула Первая мировая война и Революция. В период деградации меняется даже внешний вид людей. Их глаза становятся тупыми, головы «квадратными». Это очень хорошо заметно.
И сейчас мы можем наблюдать целый букет болезней разложения. Каждый теперь хочет и считает, что он легко может быть всем: поэтом, композитором, фигуристом, политиком, ученым, кандидатом и доктором наук и даже академиком. Все стали сочинять музыку, писать стихи, научные статьи в огромном количестве. Не знаю, как в других странах, но у нас в России, слава Богу, в самое последнее время появилась, во всяком случае в науке, тянущаяся к знаниям молодёжь. Её пока немного, но это и не важно. Я наблюдаю, например, в метро, что за последние 10 лет лица молодых людей стали значительно приятнее, и это радует. Это и есть новый зародыш фазы Возрождения.
Денисова Ирина Владимировна 1 year ago #
Сергей Арсеньевич, очень любопытная статья. Восхищаюсь Вашей образованностью, разносторонностью и глобальностью мысли. Я читала Гумилёва только про Россию, и у меня был вопрос: откуда берётся пассионарность. Спасибо за интересные аналогии и оптимизм.